Воскресенье, 28.04.2024, 23:31
Приветствую Вас Гость | RSS

учитель математики-физики Глущенко О.В.

Меню сайта
радио
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 191
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

СТР. 73 .Направления работы школы с родителями по вопросам ведения здорового образа жизни

Ключевыми двигателями социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 г. утверждены качество и
количество человеческого капитала. Задачи по повышению эффектив-
ности человеческого капитала и созданию комфортных социальных
условий для его развития являются основными в госпрограммах РФ –
«Развитие здравоохранения», «Развитие образования». Так задачей
долгосрочной программы «Развитие образования» на период до 2020 г.
поставлено «формирование гибкой, подотчетной обществу системы не-
прерывного образования, развивающей человеческий потенциал…» [2].
Приоритетным направлением в программе «Развитие здравоохране-
ния» на 2013–2020 гг. является «формирование у населения ответ-
ственного отношения к своему здоровью и изменение моделей поведе-
ния» [1]. Одним из шестнадцати целевых индикаторов и показателей
в Программе определён показатель «Распространённость потребления
табака среди взрослого населения».
Курение является социальной проблемой общества, как для его ку-
рящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является
бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества
и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье
от продуктов курения. Вещества, входящие в выдыхаемый курильщи-
ками дым, не намного безопаснее того, если бы человек сам курил и
принимал в себя никотин и многое другое, что входит в зажжённую
сигарету. Дети и подростки значительно хуже защищаются от пассив-
ного курения, чем взрослые.
Последние десятилетие «отказ от табакокурения и наркотиков, зло-
употребления алкоголем, обеспечение условий для ведения здорового
образа жизни, коррекция и регулярный контроль поведенческих факто-
ров риска неинфекционных заболеваний на групповом и индивидуаль-
ном уровнях» стали важнейшими направлениями политики в области
охраны здоровья [1].
Основными направлениями реализации мероприятий по профилак-
тике развития зависимостей, включая сокращение потребления табака,
алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ, в том числе
у детей, является внедрение комплексных информационных и образо-
вательных программ по вопросам здорового образа жизни (ЗОЖ) для
различных категорий граждан; разработка и обеспечение реализации
механизмов мотивирования граждан к ведению ЗОЖ; развитие физиче-
ской культуры и массового спорта и пр. [1].
Табакурение рассматривается также как педагогическая проблема,
в частности как показатель отклоняющегося поведения детей и под-
ростков. В современном мире табакокурение выступает как составная
часть молодежной культуры, средство решения (облегчения) стоящих
перед подростком проблем (общения, самоутверждения, ухода от дей-
ствительности и др.) [3]. Проблема отклоняющегося поведения детей и
подростков в последние годы приобрела особую актуальность, посколь-

ку такое поведение, понимаемое как не соответствующее общеприня-
тым и официально установленным социальным нормам и ожиданиям,
приобрело сегодня массовый характер [4]. И.А. Невский определяет
отклоняющееся (девиантное) поведение как социальное поведение, не
соответствующее установившимся в данном обществе нормам [4]. Из-
вестный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведе-
ния, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от об-
щепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического
здоровья, права, культуры и морали [4].
Наряду с крайними формами девиантного поведения, все более рас-
пространяется такое отклоняющее поведение, когда человек не совер-
шает правонарушений, но его поведение не соответствует социальным
ожиданиям, вызывает непонимание и протест, дезорганизует людей,
ввергает самого человека в состояние психологического дискомфорта.
К таким отклонениям можно отнести: грубость, агрессивность, исполь-
зование вульгарных выражений и ненормативной лексики, табакокуре-
ние. Данные виды отклоняющегося поведения отличаются от таких его
видов, как алкоголизм, наркомания, преступное поведение, меньшей
тяжестью протекания и социально-психологических последствий, что,
в свою очередь, не умаляет значимости данных проблем. Ненорматив-
ное, деструктивное и саморазрушающее поведение приводит к сниже-
нию продуктивности деятельности, к нарушению процесса общения и
адаптивности поведения подростка в целом.
Объективные причины этого явления представляет социальная сре-
да: особенности воспитания в семье, национально-исторические тра-
диции, бытовые привычки, молодежные группировки, СМИ. К этому
добавляются психологические особенности подросткового возраста.
Субъективные причины – соответствующие установки и представле-
ния, отсутствие научных знаний о механизме действия табака на физи-
ческое, психологическое и социально-нравственное здоровье человека.
Большую роль в формировании привычек, установок детей и под-
ростков играет семья и каждый её член в отдельности. Вредные при-
вычки родителей способны оказывать существенное влияние на фор-
мирование личности ребенка, его поведение и физическое здоровье.
Родители, употребляя «социально приемлемые наркотики» – сигареты,
алкоголь, сами того не подозревая, формируют установку подростков
на табакокурение как «нормального» общепринятого поведения. Куль-
тура и образ жизни формируется в семье, следовательно, необходимо
работать с родителями по вопросу здорового образа молодежи. В ре-
зультате, можно говорить о необходимости системного, комплексного
подхода к профилактической работе в школах.
Решение данной проблемы нами видится посредством реализации
программы «Дети родителям о вреде табакокурения». Что в свою оче-

редь обуславливает необходимость научно-методической помощи ад-
министрации, учителям и психологам общеобразовательных учрежде-
ний по работе с детьми курящих и не курящих родителей. Данная про-
грамма представляет собой систему взглядов и принципов, определяет
основные приоритеты и направления школы в области профилактики
курения в детской и молодежной среде. Программа может служить ори-
ентиром для образовательных учреждений при решении вопросов, каса-
ющихся предупреждения негативных привычек у учащейся молодежи.
В молодежной субкультуре сформировалась ложная мода на ку-
рение. Распространение такого отклоняющегося поведения среди
14–17-летних даже превышает соответствующие показатели среди
22–25-летних. В связи с этим имеет смысл начинать активную профи-
лактическую работу в 4–8 классах общеобразовательных школ, так как
в учреждения профессионального образования приходит молодежь со
сформированными привычками отклоняющегося поведения. Вместе с
тем, профилактическая работа может быть эффективной только при ус-
ловии повышения педагогической культуры той среды, в которой живет
и развивается молодое поколение.
Таким образом, решение проблемы профилактики отклоняющегося
поведения возможно только при условии согласованных действий всех
субъектов образовательного процесса, в том числе и родителей.
Цель Программы – создание благоприятных условий для физическо-
го, психологического и социально-нравственного развития подростков.
Задачами Программы являются:
1. Формирование у подростков нетерпимого отношения к табакокуре-
нию, обучение здоровому образу жизни.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по
данному вопросу, повышение семейной ответственности за состоя-
ние здоровья ребенка.
3. Интеграция усилий школы и семьи по противодействию табакоку-
рению.
При проведении мероприятий по профилактике отклоняющегося
поведения подростков, необходимо руководствоваться следующими
требованиями [4]:
 соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и са-
моопределение, создание условий для самовыражения, адекватного
проявления внешней и внутренней активности подростка;
 учёт социально-экономического благополучия района проживания
и обучения подростков (социокультурная, этническая и экономиче-
ская ситуации в районе);
 определение факторов, обстоятельств и условий жизни, провоциру-
ющих эпизодические и постоянные проявления и реакции отклоня-
ющегося поведения;

 интеграция и сопровождение усилий первичных агентов социализа-
ции – семьи, школы и ближайшего дружеского окружения, по во-
просам воспитания подростков, партнерство всех субъектов образо-
вательного процесса;
 системность и комплексность профилактических мероприятий;
 учёт индивидуальных особенностей и личностных проявлений, ус-
ловий и обстоятельств жизни и деятельности при проектировании
и реализации персонифицированных программ развития детей и
подростков;
 оказание необходимой поддержки ребенку в адаптации к социальным
условиям, защита его от некомпетентности и агрессии взрослых;
 развитие и поддержание психотерапевтической функции семьи, даю-
щей подросткам чувство защищенности и психологического комфорта;
 организация участия подростков в полезных видах деятельности,
создание ситуаций позитивных и значимых социальных и личных,
жизненных целей и планов подростков;
 создание условий формирования и развития чувства самоуважения,
умения ставить социально значимые задачи и принимать ответ-
ственные решения, одновременно формируя у подростка ценности,
позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие про-
блемы социально-позитивными средствами.
 

Категория: Мои статьи | Добавил: marisaj (03.07.2019)
Просмотров: 149 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
поисковик
Форма входа
праздники

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz